Реклама

О нас
Цели и задачи
Новости, события
Созданные поселения
Объявления
Пресса о нас
Наши статьи и документы
Контакты
Библиотека
Идеология и философия
Экодом
Земледелие и растениеводство
Здоровье
Основы лечения травами
Просвещение
Получение земли
Караван любви солнечных бардов
Истотный русский язык
Жизнеустройство
Природные достопримечательности
Создание экопоселений
Ссылки
Единомышленники
Наши друзья в интернет
Это интересно
Форум!
Наши товары и услуги
Витрина наших товаров и услуг
Поддержи проект
Поддержать!

Внимание!
Проекты наших единомышленников!



Также открыта плотницкая школа


Внимание! Новинка!
История Будущего
Книга и проект Геннадия Коваленко "2030 год. История будущего"

Подпишитесь на нашу рассылку:

Новости движения "Звенящие кедры" в Приморском крае

Если вам понравился наш проект и вы хотите помочь его развитию,
вы можете разместить ссылочку на наш сайт!

Книги Владимира Мегре
Книги В.Н. Мегре


сантехника из италии

Региональное экологическое просветительское общественное движение
Звенящие Кедры
в Приморском крае
/ Опыт приобретения земли в Челябинске / Наши статьи и документы / Главная /

Опыт приобретения земли г. Челябинск

Пройденные шаги

Хотелось бы поделиться нашим опытом по выделению в собственность паевых земель, как одним из возможных способов начала строительства экодеревень, состоящих из Родовых поместий.

Первый шаг - покупка земельных паев, т.е. свидетельств на право собственности на землю. Стоимость одного пая зависит от количества гектаров и баллогектаров (баллогектар - это оценка плодородия почвы). Поскольку паевые земли не являются выделенными (есть право, но нет конкретного надела), их рыночная стоимость значительно ниже государственной. В то время как государственная цена на один гектар земли во Владимирской области равна 36 000 рублей, один пай (в нашем случае 4,48 га) можно было купить у желающих его продать за 10 000 рублей, а возможно и по более низкой цене. Официальной схемы расчетов стоимости одного гектара земли в России не существует, а предложенная нам голландская схема расчетов просто не подходит к нашим реалиям. Главное - это отсутствие взаимных обид и претензий между продавцом и покупателем после совершения сделки. При покупке пая необходимо заключить договор купли-продажи в письменной форме. Для этого не обязательно обращаться к нотариусу, так как все сделки с недвижимостью могут быть нотариально заверены только по месту нахождения объекта недвижимости, а местный нотариус может отказать в регистрации сделки.

По закону Вы имеете полное право заключить данный договор купли-продажи в простой письменной форме, т.е. без регистрации у нотариуса, указав в договоре ФИО продавца и покупателя, их даты рождения, все паспортные данные сторон, объект продажи, название, номер и дату выдачи паевого свидетельства, сумму сделки и подтверждение отсутствия претензий между продавцом и покупателем. Кроме того у продавца необходимо взять нотариально заверенное разрешение его супруга(и) на продажу, либо подтверждение нотариуса об отсутствии супруга(и), а также получить от продавца нотариально заверенную доверенность на третье лицо (не на покупателя!) на право действовать от имени продавца. Эта доверенность необходима при подаче документов в регистрационную палату, чтобы исключить необходимость присутствия продавца при прохождении дальнейших формальностей.

В противоречивых формулировках различных положений и инструкций по применению ГК РФ, не совсем ясно, имеет ли пайщик право не предупреждать в письменной форме остальных владельцев паев о своем намерении продать свою земельную долю. В нашем случае, регистрационная палата затребовала подтверждение уведомления. Поэтому мы отправили всем пайщикам извещения заказными письмами (по доверенности на третье лицо мы имели на это право), в которых списком перечислялись фамилии продавцов, цена пая и место, где мы хотим выделить эти земли. Последний пункт был добавлен нами для того, чтобы избежать повторного уведомления пайщиков при выделении земли. По закону пайщики имеют первоочередное право на покупку и перекупку земельных паев. Если в течении месяца никто из них не изъявляет желание перекупить пай на предложенных продавцом условиях, сделка считается действительной. Список пайщиков можно получить в регистрационной палате, либо в земельном комитете, либо в правлении с/х предприятия. Важное замечание: при покупке более одного пая, целесообразней оформлять покупку на одного человека, а доверенность на третье лицо выписывать от имени все продавцов списком - намного дешевле обойдется.

Второй шаг - подача документов в регистрационную палату для регистрации сделки и права собственности на землю. Покупателю необходимо предоставить туда следующие документы: паспорт, нотариально заверенное разрешение супруга(и) на покупку, договор купли-продажи, свидетельство на право собственности полученное от продавца, нотариально заверенное разрешение супруга(и) продавца на продажу, копию разосланного по почте извещения о намерении продать земельный пай, почтовые квитанции об отправке данного извещения пайщикам, заявление по установленной форме от покупателя и от имени продавца(ов) по доверенности на третье лицо, которое тоже должно присутствовать при подаче заявления.

На месте будет необходимо оплатить через Сбербанк стоимость регистрации первичной, вторичной собственности и договора купли-продажи. При наличии всех вышеперечисленных документов регистрационная палата не имеет права отказать Вам в их приеме. Обязательно получите расписку от регистрационной палаты с перечислением всех сданных Вами документов, указанием будущей даты выдачи Вам паевого свидетельства на Ваше имя и указанием ФИО работника, принявшего документы. Непринятие документов, отказ в расписке и требование любых других документов помимо вышеуказанного списка являются незаконными. В течении месяца регистрационная палата проверяет документы, и в случае какого-либо несоответствия обязана предупредить Вас в письменной форме. И наконец-то в назначенный день Вы получаете паевое свидетельство. Но это еще не все.

Третий шаг - выделение земли в натуре. Для этого необходимо подать заявление в правление с/х предприятия с просьбой выделить Вам земельный надел в желаемом Вами месте в соответствии с количеством указанных в свидетельстве гектаров и баллогектаров. Обязательно потребуйте сделать на копии заявления отметку о дате приема с указанием ФИО принявшего. Через месяц глава с/х предприятия обязан дать официальный ответ в письменной форме с разрешением либо отказом в выделении. В случае отказа необходимо собрать сход пайщиков, сколько бы их не пришло, и заполнить протокол разногласий, в котором указано количество присутствующих владельцев паев, тема схода, ФИО выступивших за и против выделения земли в желаемом месте и общее количество человек, проголосовавших за, против, а также воздержавшихся. Протокол должен быть подписан председателем и секретарем собрания, выбранными на месте.

Далее на рассмотрение главы районной администрации предоставляются следующие документы: заявление пайщика с просьбой выделить земельный надел в желаемом им месте с указанием причины отказа правления с/х предприятия, копию паспорта заявителя, копию выданного ему паевого свидетельства, копию схемы желаемого участка (можно получить в порядке частной договоренности в земельном комитете), копию заявления в правление с/х предприятия с отметкой, копию отказа (если есть) и копию протокола разногласий. И ждать рассмотрения вопроса главой администрации.

После положительного решения главы администрации можно смело идти в земельный комитет и, написав заявление на обмер земли, определить дату и копить деньги. Обмер земли сейчас стоит недешево. Затем будет еще немало хлопот с оформлением выделенной земли в собственность, но после произведенного обмера можно готовить саженцы, планировать свое Родовое поместье и начинать писать свою Родовую Книгу.

Пока это весь наш опыт в выделении паевых земель. Будем очень рады, если это поможет кому-то не совершать наших ошибок и быстрее добиться желаемого результата.

Как создать родовое поселение "Отчий дом", г. Челябинск

…Выбор площадки для будущего поселения процесс не такой быстрый, как может показаться на первый взляд. Мало найти место. Нужно узнать массу подробностей о нем, а для этого придется идти в администрацию того района, на чьей территории он расположен.

Процесс этот долгий и можно сразу сказать, что по разным кабинетам ходить придется неоднократно. Мы расскажем о том, как это сделали мы сами, чтобы был понятен общий принцип, поскольку в каждом конкретном случае получится всё равно немного по другому.

Где примерно мы хотим найти площадку для поселения мы уже определились, поэтому начали с официального письма на имя главы администрации интересующего нас района. Письмо было очень простое:

Главе администрации
_______________ района
Челябинской области _________________

Уважаемый ______________________
Просим Вас предоставить в _________________ районе Челябиснкой области участки для организации экопоселений и создания родовых поместий. Эскизный проект экопоселения с требованиями к участкам прилагается

Совет организации _____________
(подписи членов совета)

К письму, как сказано в письме, прилагался эскизный проект экопоселения, который разработала одна из женщин-архитекторов, которая является членом организации “Отчий дом”, прочитала книги Владимира Мегре и в целом представляет что такое родовое поселение и какие требования к нему предъявляются. То, что она была профессиональным архитектором очень помогло, поскольку проект был достаточно грамотно оформлен, что производило на чиновников соответствующее впечатление. Желающие могут найти этот проект на нашем сайте www.chel.anastasiaclub.ru

Письмо официально передавалось в приемную главы администрации района. Для тех, кто с этим никогда не сталкивался, сообщаем, что при приеме любых писем на имя глав администраций и руководителей любых других официальных (государственных или муниципальных) органов управления ваше письмо обязательно должно быть зарегистрировано секретарем в журнале входящих писем и проставлен входящий номер. Этот номер необходимо обязательно у секретаря узнать, поскольку потом будет проще узнать, где письмо находится и есть ли на него официальный ответ. Кроме того, вам в любом случае должны дать официальный ответ. Да, значит да, идите туда-то и туда-то. Нет, значит должен быть мотивированный отказ. Но с последним мы в своей практике ни разу не сталкивались. Обычно официально отказать они не решаются, а запускают “бегать по кругу”. Мы с таким пару раз сталкивались и больше обычно с этим районом не работали, поскольку у нас был выбор, а времени было жалко. Тем более, что в других районах нам пошли на встречу.

Вообще-то сегодня главы сельских районов получают пока достаточно мало писем с предложением создать поселение. Скорее совсем не получают. :) Поэтому им самим интересно встретится с людьми, которые такие письма пишут. В конечном итоге мы, узнавая что с нашим письмом, попадали на прием к главе района. Нас очень осторожно расспрашивали кто мы такие, чего хотим, выясняли насколько у нас серьезные намерения. И когда выяснялось. Что пришли серьезные люди с серьезными намерениями, то глава обычно предлагал несколько вариантов на выбор или отправлял нас в комитет по земельным ресурсам и землеустройству района, где сосредоточена информация о том, где какая и чья земля в районе (точнее, должна быть сосредоточена).

Это если конкретных площадок для создания поселения у Вас ещё нет. Если же на примете уже есть какое-то место, то можно сразу идти в комитет по земельным ресурсам и землеустройству и узнавать каково состояние интересующей Вас площадки в настоящее время.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству это такая организация, которая в обязательном порядке есть в любом районе или более менее крупном населенном пункте. По идее там должна быть вся информация по земле. Что нужно узнать?

Где в районе имеются площадки, которые подходят для создания поселения (общие требования к площадке см. ниже). При этом нужно рассматривать не только свободные участки. Очень часто отказывается, что хотя на бумаге участки заняты, но на деле они не используются, либо с их текущими пользователями/владельцами можно договориться и участок переоформить для создания поселения.

Выяснить к какой категории земель данный участок относится. На сегодня земельный кодекс определяет следующие семь категорий земель:

а) земли сельскохозяйственного назначения,
б) земли поселений,
в) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,
г) земли особо охраняемых территорий и объектов,
д) земли лесного фонда,
е) земли водного фонда,
ж) земли запаса.

При этом рассматривать нужно только участки, которые относятся к категории ж), б), а) и в крайнем случае д). Приоритет именно в том порядке, который перечислен. С остальными категориями земель лучше не связываться, слишком много будет проблем при оформлении и получении, если это вообще будет возможно. Да и категорию д) — земли лесного фонда, рассматривать стоит лишь в самых крайних случаях.

Выяснить правовой статус участка. Земля может быть свободна, а может быть у кого-то в пользовании или в собственности. Если участок свободный, то всё замечательно, можно приступать к его выделению. Если же нет, то первое, с чего следует начать, это встреча с его текущим пользователем/владельцем, в ходе которой выяснится стоит ли вести работы по данному участку и во что может вылиться переоформление прав. Кстати. Достаточно часто удается договорится на очень даже приемлемых условиях. Иногда даже фермеры предлагают сами использовать отведенную им землю для создания поселений, особенно те, кто уже прочитал книги Владимира Мегре. Естественно, что в случае, если участок занят, необходимо узнать где и как найти владельца участка. По этому поводу сразу скажу, что данная информация НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЕКРЕТНОЙ и должна быть Вам предоставлена на основании официального письма. У нас с этим проблем не было, но вообще некоторые наши административные органы грешат излишней любовью к засекречиванию информации. Если когда придется с этим столкнуться, то сразу скажу, что перечень информации, которая является у нас в России секретной определяется соответствующим постановлением Правительства РФ. Так что если Вам говорят “информация секретна” потребуйте с них официальное обоснование со ссылкой на документы, которые эту секретность устанавливают. Лучше всего в письменном виде.

Так, в земельный комитет сходили, идем дальше. :)

В общем-то, когда примерно определились с возможными местами для размещения поселения нужно ехать их смотреть. Причем ехать желательно не одному человеку, а нескольким. У каждого своё видение и то, что не понравилось одному человеку, может понравится другому человеку. Площадок предлагается обычно несколько, но большая часть из них по тем или иным соображениям отпадает остается две-три-четыре площадки. Вот на них уже необходимо обязательно организовывать общий выезд. Можно конечно и все площадки вместе объехать, но тут уже всё зависит от вашего желания и возможностей.

Обычно после осмотра площадок появляется несколько человек, которым очень понравилось то или другое место. Именно они и образуют в дальнейшем ту инициативную группу, которая в последствии и будет вести основную организационную работу по созданию поселений.

Теперь переходим к ещё одному важному вопросу.

Знакомство с местными жителями.

Знакомство с местными жителями и налаживание с ними хороших, добрососедских отношений ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! В противном случае сам факт создания поселения окажется под вопросом. К сожалению, приходится иногда сталкиваться с мнением, что если земля на бумаге ничья, то она действительно ничья. Тут проблема в различии мышления у городского жителя и у людей, которые живут в деревне. Городской житель воспринимает своим только то, что ему официально принадлежит, в то время как жители деревни распространяют границы своего пользования далеко за пределы конкретного участка с домом. Это и покосы, и леса, и пастбища. Причем во многих местах распределение где чья территория складывалось веками и существует до сих пор. Интересно также, что даже если деревенские жители считают какой-то участок ничьим, то они всё равно достаточно болезненно воспринимают, когда там кто-то новый и посторонний, незнакомый, начинает что-то делать.

Самая большая проблема, которую вы можете себе создать — это КОНФЛИКТ С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ!!! Всё остальное можно решить, законы изменить, глава района рано или поздно поменяется, да и на него есть управа, а вот местных жителей вы уже никуда деть не сможете. Да и применяют они обычно тактику “партизанской войны” с которой официальными методами бороться бесполезно, всё равно придется договариваться. Так что лучше уж это сделать сразу.

Наш опыт показывает, что первоначально местные жители относятся к вам очень насторожено, что в общем-то понятно. Но когда понимают, что люди собрались нормальные, дело затевают хорошее, да ещё и книги Владимира Мегре прочитают (а мы им обычно их дарим, поскольку им всё равно купить их не на что), то никаких особых возражений с их стороны нет. Мало того, они сами очень заинтересованы в том, чтобы рядом с ними поселились нормальные люди, ведь ни секрет, что деревня сегодня вымирает. Причем очень часто они не просто оказываются сторонними наблюдателями, а ещё и начинают помогать чем могут.

На самом деле общение с местными жителями, особенно стариками, позволяет получить очень ценную информацию. Ведь эти люди живут в этом месте давно, многие не одно поколение, и они очень много могут рассказать важного и полезного о том месте, в котором живут, что в последствии помогает избежать множества ошибок. От них можно многое узнать и о том, что и как тут растет на огороде, где и что растет в лесу, где поблизости есть какие материалы, которые могут потом пригодится в строительстве и т.д.

В общем, хорошие отношения с местными жителями, это очень важная часть работы по созданию поселения. И с точки зрения налаживания нормальных добрососедских отношений в будущем, и с точки зрения получения ценной информации.

Организация для создания поселения

Ну, хорошо, место нашли, администрация района нас, в общем, поддерживает, с местными жителями общий язык нашли. Можно переходить к работе по освоению площадки, а начинается она с формирования организации для создания будущего поселения.

Споров по поводу “нужна ли организация?”, “нужно ли регистрировать организацию?” и т.п. идет сейчас много. Для себя мы решили, что поскольку мы всерьёз занимаемся этим делом и хотим, чтобы и окружающие нас люди, в том числе и чиновники, воспринимали нас серьезно, то организация нам нужна.

Организационную форму мы выбрали “некоммерческое партнерство”. Почему именно “некоммерческое партнерство” (НП) и нужно ли вообще его создавать?

Мы сами долго разбирались в этом вопросе, особенно в том, нужно ли создавать некоммерческое партнерство или можно обойтись без него. Но уже после первых консультаций в администрациях районов стало ясно, что без создания юридического лица, которое будет представлять интересы будущих поселенцев не обойтись. Дело в том, что это позволяет существенно упростить все процедуры оформления необходимых документов и решение финансовых вопросов при выполнении работ, необходимых для всего поселения в целом. Например, без создания НП каждому из нас придется бегать по всем службам и оформлять акты выбора участков на каждый участок в отдельности. В результате это получится дольше и дороже. Кроме того, сделав один отвод большим участком дальнейшее распределение участков члены НП решают самостоятельно внутри НП. Если же каждый занимается этим отдельно, то администрация района вместе с сельсоветом вправе предоставлять участки на этой площадке всем желающим, в том числе и посторонним людям.

Хочется также ещё раз отметить, что некоммерческое партнерство нужно не столько для организации внутренних процессов в поселении, сколько для упрощения взаимодействия с внешним миром. Между собой мы в состоянии договориться и без уставов, председателя и т.п. А вот взаимодействовать с различными официальными органами и коммерческими структурами имея некоммерческое партнерство намного проще.

Что же касается самой формы “некоммерческое партнерство”, то из всех некоммерческих организаций оно обладает уникальной особенностью — в случае его ликвидации или выхода кого-либо из членов партнерства, имущество партнерства возвращается членам партнерства, а не переходит в собственность государства, как у других некоммерческих и общественных организаций. Ещё одной особенностью является то, что с 1 июля 2002 года поменялся порядок регистрации юридических лиц. Если раньше это приходилось делать через Управление юстиции, то теперь этим занимаются налоговые инспекции. При этом для большинства общественных организаций, после того, как документы сданы на регистрацию в налоговую инспекцию, требуется дополнительное согласование в управлении юстиции, а на некоммерческие партнерства это требование не распространяется.

Интересно также, что в своё время существовали такие формы общественных объединений, как дачные, садовые и огородные кооперативы. Но в новом Гражданском кодексе эти организационные формы отсутствуют, и все существующие кооперативы обязали переоформиться именно в некоммерческие партнерства.

В конце брошюры есть приложение, в котором приведен проект устава НП и развернутый комментарий к нему, а также описание самой процедуры создания НП, так что не будем лишний раз повторяться.

Переходим к правовым вопросам, то есть, как получить участок, как его оформить и т.п.

Оформление документов на земельный участок

Вопрос на самом деле достаточно сложный.

Во-первых, существует несколько вариантов его решения, которые, к тому же, во многом зависят от местного законодательства.

Во-вторых, существует несколько подходов к решению вопроса об оформлении документов на землю, начиная от самозахвата и кончая использованием неформальных отношений с чиновниками. Сразу оговорюсь, что эти крайние способы мы рассматривать не будем, слишком уж большие проблемы это может создать в будущем.

В-третьих, законодательство Российской Федерации несовершенно, а земельное ещё только формируется. Земельный кодекс принят год назад, закон о землях сельхозназначения только этим летом, во многих регионах местные законы о земле ещё находятся в стадии доработки. Всё это приводит к тому, что очень часто чиновники сами толком не знают, что и как делать.

Отдельно хочу остановиться на вопросах выбора места под поселение с точки зрения его будущего оформления. Основных варианта два. Первый — взять участок в новом, чистом месте и там создать поселение с нуля. Второй — начать создание поселение с освоения существующего населенного пункта, например какой-нибудь заброшенной деревни.

Мы в конечном итоге остановились на втором варианте, и вот почему.

На первоначальном этапе начинать от существующего населенного пункта намного проще. Не нужно создавать сам населенный пункт с юридической точки зрения. То есть, в каждом районе существует так называемый реестр населенных пунктов. Чтобы какое-то место было включено в этот реестр необходимо выполнить массу согласований и обязательно проект планировки населенного пункта.

Далее, в большинстве случаев в таких заброшенных или “неперспективных” деревнях есть дома на продажу, какая никакая дорога, вода, а иногда и свет. Это позволяет сразу купить дом и использовать его под базу для создания поселения. Там и переночевать можно, и еду приготовить, и инвентарь сложить.

Кроме того, можно сразу же прописаться в этом населенном пункте, а дальше, получив статус местного жителя многие вопросы в администрации будут решаться проще. Да и очень часто местным жителям предусмотрены различные льготы и т.п. Например, у нас для местных жителей строевой лес стоит дешевле.

Плюсом обычно является также то, что рядом с населенным пунктом земля обычно является муниципальной. Это означает, что все вопросы по её выделению можно решить непосредственно в районе. Единственное, что при выборе места необходимо учитывать, что кроме собственно деревни рядом должна быть площадка для создания полноценного поселения.

Теперь по ещё раз про категории земель и целевое назначение выделяемого участка.

Желательно, чтобы участок был расположен на землях, которые относятся к категории земель запаса, либо земель населенных пунктов, либо земель сельскохозяйственного назначения. Возможно совмещение. При этом, если есть возможность взять землю не относящуюся к землям сельскохозяйственного назначения, то лучше её воспользоваться, поскольку при создании родового поселения в конечном итоге необходимо будет установить на всю территорию категорию земли населенных пунктов, а вопрос смены категории земель для земель сельхозназначения решается на уровне области.

Из всех возможных целевых назначений наиболее подходящим является “для создания и эксплуатации личного подсобного хозяйства”, либо “для создания и эксплуатации крестьянской/фермерской усадьбы”. При этом вы получаете право садить всевозможные растения, в том числе многолетние культуры, деревья, кустарники, а также строить необходимые постройки. Если же целевое назначение “для производства сельхозпродукции” или тому подобное, то со строительством буду проблемы. А если эта земля числится как пашня, то проблемы будут и с посадкой деревьев и кустарников.

В своё время высказывалось предложение воспользоваться статьёй 33 нового Земельного кодекса, которая гласит:

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

1. Предельные (максимальные и минимальные) разме­ры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крес­тьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огород­ничества, животноводства, дачного строительства, уста­навливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивиду­ального жилищного строительства — нормативными пра­вовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков, предос­тавляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

— федеральными законами — из земель, находящих­ся в федеральной собственности;
— законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
— нормативными правовыми актами органов местно­го самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Интересующее место выделено жирным курсивом, а идея состояла в том, чтобы договориться с органами местного самоуправления о том, что предельный размер участка, предоставляемый бесплатно для строительства усадьбы или создания личного подсобного хозяйства устанавливается размером 1 га.

В общем-то, это возможный вариант, но в ходе общения с юристом Управления архитектуры администрации города Челябинска было выяснено следующее. После принятия нового земельного кодекса было принято постановление президента РФ, согласно которому до составления реестра муниципальных земель все земли считаются федеральной собственностью. Хотя, с другой стороны, все предыдущие документы о местном самоуправлении остались в силе. В результате идет противоречие между законами об органах местного самоуправления и новым Земельным кодексом.

Непосредственно в Челябинске это работает следующим образом:

1. Если ты договорился с чиновником полюбовно, то вполне можешь оформить себе землю в собственность, только за это нужно заплатить приличную сумму. Своим это стоит дешевле, остальным дороже. Если документы прошли регистрационную палату и у Вас на руках свидетельство о регистрации прав собственности, то оспорить его практически не возможно. При оформлении документов ссылаются на старые действующие нормативные документы.

2. Если договориться с чиновником не удалось, то землю можно вообще не получить. В этом случае они ссылаются на только что принятые новые нормативные документы, отсутствие методик и требований по новому оформлению документов на собственность, отсутствие местного закона о земельных отношениях и т.п. Если разговор пошел в эту сторону, то спорить практически бесполезно, поскольку формально они и в этом случае правы, поскольку ссылаются на положения только что принятых документов.

Интересно также, что на вопрос о реестре муниципальных земель последовал ответ: “ну, он практически сделан, но ещё не завершен”. Понимать это следует следующим образом. Сами они точно знают, где и какая земля. В общем-то, это известно не только в Челябинске, но и, практически, во всех регионах. Формально не так уж много территорий должны попасть под статус федеральной собственности. В основном это земля под объектами федерального значения: федеральные автодороги и железные дороги, оборонка, линии электропередачи и связи и т.п. Но при необходимости, ссылаясь на “не завершенный” реестр муниципальных земель, они пока могут отказывать кому угодно в выделении земли.

В одном из районов в неофициальной беседе председатель земельного комитета сказал следующее: “У нас уже вся земля распределена между будущими собственниками. Вот в октябре областной закон выйдет, мы её сразу же на торги выставим. Землю хотите? 200 гектар? Нет проблем — подавайте заявку и участвуйте в конкурсе на выкуп земли, если, конечно, у вас деньги есть”. Правда, им нужны в основном лучшие пахотные земли, а поселение можно создать и на заброшенных землях.

В общем, вариант получения участков для создания родовых поместий на основании статьи 33 нового Земельного кодекса возможен, но он требует очень хороших отношений с местными органами власти, их заинтересованность в этом вопросе, а также определенных усилий с вашей стороны и неопределенное количество времени на принятие всех необходимых формальных документов. При этом также следует учитывать, что она не подходит для отвода участка под поселение в целом.

Брать ли землю в аренду или сразу добиваться получения участков в собственность?

По этому вопросу тоже идет много споров. Мы вначале тоже хотели сразу получить землю в собственность. Но у себя в области столкнулись с тем, что в настоящее время, до принятия областного закона о земельных отношениях, получить землю в собственность практически невозможно. Да и при получении земли в собственность, если не удается воспользоваться статьей 33, о которой говорилось выше, то за землю нужно платить.

Но так ли уж страшно на первоначальном этапе брать землю в аренду? Оказывается, что ничего страшного в этом нет. Во-первых, существующий пользователь земельного участка, арендатор в том числе, имеет приоритетное право перезаключения договора аренды или выкупа в собственность. В частности Статья 22, пункт 8 гласит:

“При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арен­датор данного земельного участка имеет преимуществен­ное право его покупки в порядке, установленном граж­данским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исклю­чением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.”

А пункт 1 статьи 36 тоже очень важен:

“Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.”

Это означает, что если Вы построите на своём участке дом, который будет зарегистрирован как Ваша собственность, то никто кроме Вас ни получить в аренду, ни выкупить в собственность этот участок не может!

Мы также столкнулись в своей практике с тем, что местные власти очень неохотно предоставляют участки сразу в долгосрочную аренду или собственность. Один глава района нам так и сказал: “Построитесь вы или нет, это ещё вопрос, а землю займете. Что потом с вами делать? Вот берите в краткосрочную аренду, стройтесь, а когда построитесь, то и переоформим”. И, в общем-то, их можно понять. У нас вокруг Челябинска полно брошенных участков с недостроенными коттеджами и дачами. И будет ли их кто достраивать — неизвестно, а земля-то не используется, никто другой её уже получить не может.

Так что мы пока оформляем участки в краткосрочную аренду на 5 лет.

Дальнейшие действия по оформлению документов

Но нужно помнить, что даже если земля оформляется в аренду, право пользования землей считается действительным ТОЛЬКО ПОСЛЕ РЕГИСТРАЦИИ В РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПАЛАТЕ!!! То есть, какой бы у Вас ни был договор с районной или ещё какой администрацией, без свидетельства о регистрации в палате ни в суде, ни в других инстанциях Вы ничего не докажите. Проблема же в том, что регистрационная палата не принимает для регистрации права на земельные участки без координат границы участка. Причем если в самом Челябинске ещё принимают в координаты участков в местной системе координат, то на территории области только в федеральной системе координат Гаусса-Крюгера 1942 года (официальная единая система координат для ведения земельного кадастра). Так что даже в случае аренды эти работы необходимо предусматривать и закладывать в смету.

Что касается нового земельного кодекса, то там тоже есть очень интересные вещи. Например, с момента его введения землю можно получить только в аренду или выкупить в собственность. При этом сохранены такие формы как пожизненное наследуемое владение, но лишь для ранее оформленных участков. Если же владелец решил его продать, передать, подарить, или т.п., то он должен сначала переоформить его в собственность, а лишь затем что-либо делать.

Каким образом это может коснуться тех, кто сейчас занимается созданием поселений?

Практически вся земля, которая была раньше у колхозов и совхозов в начале 90-х была распределена между работниками этих колхозов и совхозов, так называемые паи. При этом в большинстве случаев выделение участков в натуре не производилось и форма собственности как раз “пожизненное наследуемое владение”. То есть, есть общий отвод участка в 500-700 га и порядка 100-150 человек, которые совместно этим участком владеют, но где чей участок конкретно никто сказать не может.

Из разговоров я знаю, что многие собирались при создании поселений выкупить необходимое количество паёв у колхозников и на этих землях создать поселение. Группа Анатолия Молчанова во Владимирской области так и поступила. Но они успели до выхода нового земельного кодекса.

Теперь же весь процесс сильно усложнился.

Во-первых, прежде чем колхозники смогут продать вам свои паи они обязаны переоформить их в собственность и, главное, выделить эти участке в натуре, то есть, определить границы для каждого кусочка на этом большом поле и снять их координаты. Без этого регистрационная палата собственность не зарегистрирует, а без переоформления в собственность делать со своими участками они ничего не могут!

Если вы пошли по этому пути, то все расходы на эти процедуры добавляйте к себе в смету, поскольку у колхозников денег на это нет. Причем, если раньше это можно было сделать для всего участка целиком, объединим вместе те паи, которые выкупаются, то сейчас это придется делать для каждого участочка в отдельности.

Есть, конечно, вариант с самозахватом земель, по которому сейчас идет у нас в Челябинске группа Сергея Трапезникова. В общем-то, вариант возможный, у нас сейчас даже за дополнительную плату узаконивают и самозахват земли и самовольное строительство. Но нужно быть готовым, что с вами в любой момент любой из чиновников сможет сделать всё, что захочет. То есть, подобные вещи можно спокойно делать, только если в администрации есть ну “очень мохнатая лапа”. Во всех остальных случаях риск очень велик, да и узаконить в последствии эти участки и постройки, если в законодательство не будут внесены изменения о родовом поместье, будет стоить очень приличных денег. Скорее всего обойдется это дороже, чем если идти нормальным путем, поскольку стандартную процедуру оформления со всеми затратами всё равно заставят пройти. Мало того, вам придется ещё через суд доказывать, что вы имеете право распоряжаться этим имуществом. Если прошло более 15 лет, то это делается достаточно просто, а если меньше, то готовьтесь подтверждать все свои затраты на строительство, обустройство, приобретение имущества и т.п. в суде, а для этого необходимо будет предоставить все квитанции, чеки, договора на выполнения работ и т.д.

Общая схема, по которой сейчас работает наша группа:

Земля на первоначальном этапе берется в краткосрочную аренду на 5 лет для проектирования и строительства поселения. Договор аренды оформляется на юридическое лицо, для чего специально создано некоммерческое партнерство (НК) “Горная долина”. Это получается проще и дешевле, чем при оформлении на каждого человека в отдельности.

Созданное НК регистрируется как юридическое лицо, поскольку без этого на него нельзя оформить участок.

От имени созданного НК на имя главы района пишется официальное письмо о предоставлении участка на проектирование и строительство поселения в районе деревни Александровка и т.п.

На основании этого письма администрация выдает акт выбора участка, на котором собираются согласования со всеми службами, в которые входят архитектура, земельный комитет, СЭС, пожарники, лесники, сельсовет.

После согласования акта выбора участка администрация оформляет постановление главы района о выделении участка и договор аренды. Во время этого процесса геодезистами определяется граница участка в координатах.

Договор аренды регистрируется в регистрационной палате. Всё, после этого можно пользоваться землей!

Для разработки проекта мы заказываем выполнение геодезической съемки площадки в масштабе не менее 1:2000 с рельефом. Без рельефа в нашем случае не получится, поскольку местность достаточно сложная и обязательно необходимо правильно рассчитать дренаж для сточных вод во время паводка и дождей.

Далее мы заказываем проект планировки поселения, который в последствии будем утверждать как план перспективного развития и детальной планировки населенного пункта. Когда подобный документ у населенного пункта существует, то архитектура обязана отводить новые участки под застройку в соответствии с этим планом. В противном случае она может это сделать так, как сочтет нужным и удобным себе, но не нам. Проект будет делать наш архитектор при нашем непосредственном участии, поскольку разработчики со стороны не понимают специфики родовых поместий и требований к родовому поселению.

В соответствии с ПДП производится закрепление границ земельных участков в натуре, после чего оформляются документы персонально на каждого владельца участка. Если к тому времени будут внесены изменения в законодательство, то сразу будем оформлять в собственность, если нет, то пока опять в аренду.

Только после этого момента можно будет приступать к серьезному освоению участков, будь то посадка растений или строительство домов.

Хотелось бы также добавить, что создание некоммерческого партнерства позволяет распоряжаться только той территорией, которая будет отведена ему в пользование, а вся остальная остается в ведении органов местного самоуправления, то есть сельсовета и районной администрации. При этом ничто не мешает им выделять участки непосредственно рядом с поселением кому угодно. В связи с этим мы предполагаем после прописки в деревне Александровка создать там орган местного самоуправления — муниципалитет, при этом некоммерческому партнерству оставить только хозяйственные функции, а со временем и совсем ликвидировать. Создание муниципалитета позволит все прилегающие земли взять под своё управление как муниципальные, поскольку по закону любое поселение вправе создавать органы местного самоуправления и при этом они наделяются муниципальной землей для обеспечения проживания населения. Кроме того, при выделении новых участков в этом районе будет требоваться обязательно согласование с муниципалитетом, то есть с нами, чего в случае с некоммерческим партнерством не происходит.

Нужно ли делать проект поселения?

В конечном итоге каждая группа, естественно, принимает решение самостоятельно. Для себя мы решили, что нам проект нужен. И причин тому несколько.

Во-первых, если у вас будет проект поселения, и он будет утвержден в районной администрации, то дальше он становится официальным документом, и вы можете спокойно выделять участки и себе и вновь приходящим людям на основании этого проекта. Если же проекта нет, то местные власти, в частности архитектура, начинают руководствоваться различными внутренними нормами и правилами. Мы сталкивались с ситуацией, когда участки по 1 га районный архитектор нарезала размером 50х200 метров. То есть, получились вытянутые прямоугольники с соотношением сторон 1:4, что для участка очень неудобно. На вопрос: “а почему именно так?”, она ответила, что она ту решила сделать улицу, а дома по улице должны стоять рядом. При этом выяснилось, что никакого проекта перспективного развития данной деревни нет и она все это “проектировала” с ходу на глаз непосредственно на месте. Интересно также, что у чиновников очень своеобразная манера читать свои же нормативные документы. Например, если в требованиях пожарной безопасности написано “между строениями должно быть не менее Х метров”, то они выделят участки именно через Х метров. Ни больше, не меньше. На вопрос: “а почему так?”, отвечают очень просто: “а вы потом к нам придете за электричеством, газом, телефоном и т.д., а нам так дешевле тянуть будет”.

Именно поэтому мы решили разработать и утвердить проект своего поселения, тем более, что архитектор у нас свой, будущий член поселения, да ещё и с опытом проектирования именно сельских населенных пунктов.

Во-вторых, в нашем случае площадка имеет достаточно сложный рельеф местности, поэтому нужно заранее продумать вопрос стоков. Да и общую схему поселения, дороги, проходы, место для школы и других общих сооружений. Это тоже желательно заранее наметить, ещё до того, как люди участки распределят. Да и в разработке проекта мы собираемся все вместе принимать участие.

Заключение

Естественно, что в этой небольшой брошюре невозможно ответить на все возникающие вопросы. Мы лишь пытались дать общую схему создания поселения и на собственном примере показать, что это возможно даже сегодня, еще до принятия законов о предоставлении каждой семье участка родовой земли площадью 1 га бесплатно для создания родового поместья.

В тоже время, наш опыт показывает, что принимать такой закон всё равно необходимо. Да, сейчас мы находим способы решить свои проблемы. Но эффект от создания родовых поселений на уровне России будет только при условии, что процесс этот станет массовым. А без изменения законодательства и упрощения всей процедуры в целом добиться этого сложно. Именно поэтому мы собираемся и дальше вести работу и по разработке проектов этих законов, и по их принятию. В приложениях кроме нашего устава некоммерческого партнерства, который, кстати, успешно прошел официальную государственную регистрацию, мы публикуем также проект закона “О родовой земле и родовых поселениях”. Этот вариант уже достаточно сильно отличается от того, что когда-то был опубликован в альманахе “Звенящие кедры России” №3 Владимирского фонда. Можно даже сказать, что это во многом другой закон.

Так что всех, кого интересует данная тема, мы приглашаем к обсуждению. Если у кого-то возникнут вопросы, или появятся собственный опыт и предложения по решению тех или иных проблем, возникающих при создании родовых поселений, то пишите нам. Чем можем - поможем, если знаем - подскажем, а интересную информацию сообщим всем нашим друзьям и знакомым, кто тоже сегодня занимается созданием собственных родовых поселений.

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:



Ещё ссылки по теме:


Rambler's Top100


© 2002-2016 Звенящие кедры в Приморском крае
Создание и поддержка сайта: Александр Журавлёв

Вы можете разместить новость, статью или другой материал на нашем сайте: обращайтесь!
Также разрешается републикация материалов с обязательным указанием активной прямой ссылки на наш сайт.

- приведенная ссылка
Карта сайта