Реклама

О нас
Цели и задачи
Новости, события
Созданные поселения
Объявления
Пресса о нас
Наши статьи и документы
Контакты
Библиотека
Идеология и философия
Экодом
Земледелие и растениеводство
Здоровье
Основы лечения травами
Просвещение
Получение земли
Караван любви солнечных бардов
Истотный русский язык
Жизнеустройство
Природные достопримечательности
Создание экопоселений
Ссылки
Единомышленники
Наши друзья в интернет
Это интересно
Форум!
Наши товары и услуги
Витрина наших товаров и услуг
Поддержи проект
Поддержать!

Внимание!
Проекты наших единомышленников!



Также открыта плотницкая школа


Внимание! Новинка!
История Будущего
Книга и проект Геннадия Коваленко "2030 год. История будущего"

Подпишитесь на нашу рассылку:

Новости движения "Звенящие кедры" в Приморском крае

Если вам понравился наш проект и вы хотите помочь его развитию,
вы можете разместить ссылочку на наш сайт!

Книги Владимира Мегре
Книги В.Н. Мегре


Баня-бочка отзывы владельцев баня бочка под ключ наши отзывы.

Региональное экологическое просветительское общественное движение
Звенящие Кедры
в Приморском крае
/ Отношения с властями и местными жителями / О порядке действий при создании поселений / Создание экопоселений / Главная /

Отношения с властями и местными жителями

(1) Единство коллектива и определенность в целях.
Очень важный момент в организации поселения, который довольно часто недооценивается - это выстраивание отношений с внешним, "технократическим" миром, представленным, прежде всего, населением близлежащих деревень и местными (сельскими, районными) властями. Я даже знаю случаи, когда отношения с деревенскими жителями, приобретя довольно напряженные формы, становились главным тормозом в развитии поселения и приводили к уходу людей из группы. У всех на слуху конфликты и даже судебные тяжбы Владимирских и некоторых других поселений (Липецкая, Рязанская обл.) с властями и православной церковью. Почему подобное происходит?

Когда мы готовимся к организации поселения и рисуем для себя его будущий Образ, очень важно постараться посмотреть на то, что мы затеваем, глазами людей со стороны, людей с иными жизненными ценностями, которые будут нас окружать. Современный русский человек устроен так, что если где-то в сфере его внимания что-то происходит, то ему непременно требуется приискать для этого явления какое-то обозначение и объяснение в соответствии с той картиной мира, по которой он живет. Если же какое-то явление в его картину мира не укладывается, если оно кажется невозможным, алогичным или о нем слишком мало информации, то это начинает доставлять беспокойство, вызывает страх. Как говорят психологи, самый сильный страх - это страх перед неизвестным. Поэтому, даже поняв, что на соседнем поле поселилась тоталитарная секта, сельский житель начинает ощущать себя лучше, чем когда он НЕ ЗНАЛ, кто там поселился: теперь, по крайней мере, известно, что с этим делать. Человеку нужно понять, ЧТО рядом с ним, или хотя бы, пусть не понять, но подобрать слово для обозначения ЭТОГО. А если время идет, а ясности больше не становится, то человек естественным образом склонен подозревать самое худшее. Сказанное в равной мере касается и простого деревенского алкоголика, и главы районной администрации.

Поэтому, вместо того, чтобы давать людям повод самим придумывать бог знает что, лучше заранее хорошо продумать и составить достаточно ясное и убедительное объяснение идеи (нашего конкретного поселения, а не книг Мегре в целом), оформленное в словах, общепонятных как для самих поселенцев, так и для людей со стороны. Чтобы при возникновении вопросов все поселенцы отвечали примерно одно и то же, и в головах у местных "все сходилось". Ибо если один из поселенцев отвечает, что мы тут строим дачный поселок, другой - что мы отшельники, ушедшие от цивилизации, третий - что мы боремся за экологию, четвертый - что мы хотим познать мысли Бога, у местных жителей "концы не сходятся", и все приходят к выводу, что "эти ребята что-то темнят..."

Малореально, однако, достичь подобного единообразия в ответах просто путем выучивания составленного текста. Вопросы могут быть самыми разными, и если каждый поселенец будет понимать общий текст по-своему, то двусмысленности все равно не избежать. Истинное единообразие возникает оттого, что люди действительно строят что-то одно, т.е. когда образ поселения действительно является ясным и согласованным внутри всей группы. Когда люди четко договорились, что именно они хотят здесь совместно построить, согласовали максимум практических деталей.

Важно иметь в виду, что в случае неопределенности намерений поселенцев, их скрытности, противоречивости ответов, отсутствия у организаторов четкой политики на этот счет, под угрозой в первую очередь оказываются первые переселенцы - те, кто уже живет на полях. Горожанам, приезжающим в поселение только на выходные и уезжающим порой, не успев вникнуть в курс местных дел, может казаться, что на полях все безоблачно и совершенно не имеет значения, что думают про нас в близлежащих деревнях, однако переселенцы ощущают на себе давление неблагоприятного отношения властей и местных жителей самым непосредственным образом. Именно к ним может приехать проверка из милиции и потребовать прописку; именно к ним может заявиться подвыпившая компания из деревни с явными провокациями.

Поэтому основные организаторы поселения (т.е. те, кто взял на себя деятельность по оформлению документов и налаживанию контактов с администрациями и общественностью) всегда должны быть на передовой. Объяснить проверке, где находятся документы, почему они еще не готовы, предупредив штраф; строго пригрозить деревенским хулиганам, что номер их машины записан и в случае чего будет сообщен, куда следует... Это важно не потому, что постоянные жители не в состоянии защититься от подобных наездов - нет. Это важно для формирования единой политики поселения по отношению к внешнему миру.

Очень часто в бумагах у организаторов (живущих в городе и мало вникающих в фактическое положение дел) поселение представляется в самых радужных красках: там и участки размечены, и дороги есть, и живые изгороди, и сады, и пруды, и дома-терема... Когда же какая-нибудь проверка (или группа журналистов), выехавшая на место, сообщает, что на месте не обнаружена никакая разметка, все сплошь заросло высокой травой, а несколько постоянных жителей, живущих в убогих строениях, совершенно не в состоянии объяснить, почему земля не используется (да и как они объяснят, почему их соседи не приезжают на свои участки?) и кто за все это в ответе, то неприятные последствия этого могут выразиться не только в задержке с оформлением документов. Гораздо хуже то, что первопоселенцы после таких вопросов начинают стыдиться своих соседей, не ездящих на участки, и вообще начинают чувствовать себя некомфортно в таком коллективе, где непонятно, кто за что отвечает.

Поэтому очень важно сделать так, чтобы в любой ситуации контакта с внешним миром поселенцы четко ощущали, что они являются представителями единого коллектива, и поддержка у них всегда есть. Что их интересы едины с интересами всей группы, и все те, кого даже сейчас и нет на полях, солидарны с ними, и за них можно ответить. Это означает и то, что каждый поселенец должен хорошо знать своих соседей, не живущих постоянно, и мог ответить на вопросы по поводу их участков.

Подобное возможно лишь в том случае, когда коллектив в поселении складывается сознательно, когда люди выбирают себе соседей, понимая, что мы все отвечаем друг за друга, и когда у группы есть более-менее четкое единое представление о поселении.

(2) Ответственность, правдивость и честность в отношениях.
Довольно многие инициативные группы и поселения жалуются на непонимание и даже противодействие их начинаниям со стороны властей, приписывая это "предвзятости чиновников", "консерватизму мышления", "влиянию темных сил", и т.п. Однако, если взглянуть на предмет со стороны самих чиновников, то их поведение представляется вполне логичным. Есть два момента, характерных для очень многих групп, которые сильно усложняют выстраивание каких бы то ни было деловых отношений с таким коллективом (а отношения с властями - это как правило деловые отношения).

Во-первых, это расхождение слова и дела. Ни для кого не секрет, как много слов говорится в анастасиевских клубах о вещах, к практическому применению которых говорящие совершенно не готовы и даже не представляют, с какой стороны подойти. Я не говорю уже о силе мысли, о телепатии, левитации и т.п. - даже когда люди просто говорят о жизни на земле, о выращивании растений, о строительстве и т.п., то любой, кто мало-мальски знаком с предметом, очень быстро почувствует фальшь в рассуждениях - почувствует, что человек говорит о том, чего он еще не попробовал. И достаточно задать несколько уточняющих вопросов, чтобы выявить всю некомпетентность рассуждающего.

Недоверие к теориям вполне обоснованно, поскольку на деле очень часто оказывается, что многое было не учтено, не додумано, представлялось иначе, чем произошло и т.п. И в результате очень многие (пожалуй, большинство) из участков, взятых для создания родовых поместий, так и остаются неосвоенными.

Во-вторых, у многих инициативных групп (складывавшихся как правило стихийно, по признаку чтения "Зеленых книг") отсутствует четкая система внутренних организационных связей ("у нас все свободны"), из-за чего невозможно найти того, кто за все отвечает и с кого можно спросить в случае нарушений. Это нормально до тех пор, пока группа является просто клубом по интересам. Но когда она вступает в конкретные деловые отношения, декларируя свои намерения и принимая на себя какие-либо обязательства, то возникает вопрос об ответственности за действия группы. Ответственность - очень важный момент в любых деловых отношениях. Власти, предоставляя нам землю и благословляя на ту или иную деятельность, имеют определенный интерес, который мы часто не учитываем.

Многие думают, что, если мы покупаем участки в собственность, а не берем в аренду муниципальную землю, то мы можем делать с этой землей что хотим и не несем никаких обязательств перед властями. Однако это не совсем так. В соответствии с законодательством, собственник земли несет определенные обязанности, важнейшей из которых является использование земли по назначению (т.е. если это сельскохозяйственные земли - то для сельхозпроизводства, если земли населенного пункта - для застройки и т.д.). И при невыполнении этих обязанностей власти вправе предъявлять к собственнику определенные претензии вплоть до изъятия участка. И естественно, что, завязывая отношения с вашей группой, местная администрация сразу инстинктивно ищет человека, который будет перед ней отвечать за действия всей группы. И если такого человека не наблюдается, то чиновники будут избегать контактов, потому что они тоже несут ответственность за свои действия перед вышестоящим начальством. Именно по этой причине, кстати, администрации легче идут на контакт с юридическим лицом (тем же некоммерческим партнерством), чем просто с группой граждан: у юридического лица структура внутренних связей формализована, и понятно, кто за что отвечает.

Когда мы понимаем, что наши отношения с властями являются деловыми, то, естественно, возникает вопрос: раз мы пытаемся чего-то от них добиться, то что же мы сами готовы предложить взамен? И, как и в любых деловых отношениях, здесь становится важна честность в обрисовывании наших намерений по поводу земли.

Понятно, что в контакт со звездами, святость рода, сверхспособности человеческого разума и даже в Бога чиновники районной администрации вправе не верить, и важно понять, что в данном случае все эти моменты не имеют прямого отношения к делу. Внутренние ощущения человека, живущего в родовом поместье, не являются предметом законодательного регулирования, и потому эти вещи обсуждать совершенно необязательно. Администрацию интересует, прежде всего, внешняя, материальная сторона наших поступков: что мы намерены делать вот с этим конкретным участком земли. В какие внешние формы выльются все наши богатые внутренние ощущения .

И вот здесь, когда мы пытаемся сформулировать, что мы намереваемся делать с землей, мы приходим к весьма интересной мысли.

Если мы хотим просто жить в окружении живой природы, спать под звездами, учиться понимать замысел Творца, если мы действительно мечтаем о тонких чувствах и о сверхспособностях, то для этого не только не обязательно приобретать участок земли, но, скорее наоборот, чем меньше у нас хозяйства, тем легче и плодотворнее протекает этот процесс.
Следовательно, приобретать и официально оформлять землю (и завязывать контакты с администрациями) вообще имеет смысл лишь тогда, когда мы решили заниматься хозяйством, т.е. не просто жить на природе, а определенным образом переделывать эту природу под себя. Строить дом и хозяйственные постройки; сажать живую изгородь, лес и сад; копать пруд; выращивать огород; обустраивать цветники и альпийские горки; рыть колодец и т.д. Но в этом случае наша деятельность приобретает уже вполне осязаемые внешние формы, и, следовательно, нет никаких сложностей в том, чтобы описать ее людям со стороны. Более того, уже есть вполне употребительные и даже научные и юридические термины для обозначения всего того, что мы хотим сделать. Живая изгородь в нормативных документах официально именуется "защитной лесополосой", лес на участке - "защитными лесными насаждениями", взаимодействие ландшафта, растений и животных - "биосистемой" и т.д. Остается только составить из этих слов целостную картину - и вас начнут вполне хорошо понимать.

Можно даже составить официальную бумагу - информационный листок, - в котором цели и принципы экопоселения будут расписаны со всей обстоятельностью и приемлемо для любых проверяющих инстанций. С этим листком можно идти в администрацию, его же может хранить у себя каждый житель поселения для раздачи любым интересующимся лицам.

Например, такой:

-----------
Информационный листок


Экологическое Поселение
ПЕРВОИСТОКИ:
Принципы, цели, задачи
и основные направления деятельности.

Мы, группа граждан России, собственников земельных участков, общей площадью около 100 Га, близ д. Новая Чусовского района Пермской обл., объединились для совместной реализации общей цели - создания экологического поселения.

1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ?
Экологическое поселение (далее - экопоселение) - это сельский населенный пункт, распланированный, организованный и действующий в соответствии с определенными принципами, обеспечивающими чистоту окружающей среды и здоровый образ жизни людей, устойчивое воспроизводство природных ресурсов, самообеспечение жителей основными жизненными благами (продуктами питания, одеждой, топливом, строительными материалами) и высокий уровень жизни и социальной защищенности личности.

Население экологического поселения - это добровольное свободное объединение людей, неравнодушных к сложившейся в современном обществе кризисной экологической ситуации и готовых взять на себя ответственность за ее улучшение в конкретном месте своего проживания, внеся повышенную экологическую осознанность в каждодневную практику своей жизни.

Территория экологического поселения состоит из:

— поместий (родовых поместий), в которых проживают семьи жителей и за счет которых они удовлетворяют основные свои потребности. Площадь поместья определяется с таким расчетом, чтобы на нем можно было разместить дом и хозяйственные постройки, огород, полноценный сад, лесные защитные насаждения и живую изгородь, загоны для мелкого скота, а также, возможно, небольшой пруд. В Российских экопоселениях обычным размером для поместья является 1-2 Га.

— внутренних дорог и коммуникаций. В российских экопоселениях в основном стараются соблюдать принятые дорожные нормы для дачных поселков и сельских населенных пунктов: ширина основных дорог - 10-12 м., ширина проездов между участками - 3-6 м. На каждый участок должен быть доступ с основной дороги. В случае, если экологическое поселение решает провести централизованное электро- или газоснабжение, под эти цели также должны выделяться земли в соответствии с установленными нормативами.— других территорий общего пользования: земель, предназначенных для проведения различных общепоселенческих мероприятий, в том числе для возведения зданий и сооружений, обслуживающих общие потребности поселенцев (общие источники водоснабжения, места для проведения массовых праздников, Общий Дом для проведения собраний и всевозможных культурных мероприятий, мастерские, автостоянки, гостиница, общая баня и т.п.).

— лугов и пастбищ, предназначенных для покоса и выпаса скота, но также могущих использоваться для проведения различных культурно-массовых мероприятий на открытом воздухе.

— общего леса, также находящегося в общем пользовании жителей поселения (сбор ягод и грибов, сбор дикорастущих трав и лекарственных растений, заготовка древесины в установленном порядке и т.д.)

Деятельность экологического поселения в целом и его отдельных жителей бывает обычно направлена на:
— производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
— идеологическую и информационную работу по разработке и внедрению экологически чистых технологий и здорового образа жизни;
— развитие художественного творчества, народных промыслов и ремесел;
— прием гостей и туристическая деятельность;
— проведение массовых культурных мероприятий, праздников и фестивалей.

Юридическая форма экопоселения в условиях современного российского законодательства, не содержащего правового регулирования статуса экологического поселения, может быть разнообразной. Некоторые поселения добиваются оформления их как нового сельского населенного пункта, другие (особенно сезонно действующие) получают статус дачных некоммерческих партнерств или потребительских кооперативов, некоторые оформляются как крестьянско-фермерские хозяйства и т.д. В условиях, когда для органов власти сама идея экологического поселения часто оказывается новой и незнакомой, способ ее реализации зависит от местных особенностей.

2. ИДЕЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ
Мысль о том, что развитие научно-технического прогресса без учета его влияния на окружающую среду приводит к очень негативным последствиям для человека и живой природы и в силах привести человечество к глобальной экологической катастрофе, стала достаточно массово осознаваться людьми уже в середине ХХ века, хотя отдельные выдающиеся мыслители (Г.Д.Торо, Л.Н.Толстой и др.) высказывали эту мысль еще в XIX веке.

В 60-х 70-х гг. ХХ столетия разрозненные представления о мерах по спасению окружающей среды от пагубных последствий НТП оформились в несколько целостных конструктивных концепций, наиболее известной из которых является движение (или направление сельского хозяйства) Пермакультура (перманентная культура), основным идеологом которого был австралиец Билл Моллисон. В своих книгах и в практической деятельности он обосновал и подтвердил на практике идею экологического дизайна, т.е. способа обустройства человеческого жилища и окружающего его ландшафта таким образом, при котором достигается максимальное энергосбережение и максимальное использование полезных свойств ландшафта, климата, растений и животных взамен одностороннего представления о них. Билл Моллисон предложил организовывать экологические общины (eco-communities – эко-сообщества) - поселения, состоящие из земельных участков, каждый из которых распланирован и организован в соответствии с принципами максимального энергосбережения и наиболее всестороннего использования ресурсов за счет организации полезных связей между ними.

Экологические общины, или экопоселения (eco-communities, eco-villages) в 1970-е - 1990-е гг. появились во многих странах мира - в Австралии, Америке, Европе, Африке. Для координации их деятельности и обмена информацией и опытом была создана международная организация Глобальная Сеть Экопоселений (Global Ecovillages Network, GEN), в которую в настоящий момент входят более 15000 членов (экопоселений и экологических организаций) по всему миру. GEN проводит ежегодные конференции в действующих экопоселениях, семинары по обмену опытом, а также реализует волонтерскую программу, в соответствии с которой энтузиасты из разных стран могут путешествовать по экологическим поселениям других стран и участвовать в различных мероприятиях.

В России движение экопоселений начало развиваться в 90-х годах ХХ века (экопоселения Гришино, Китеж, НевоЭковиль и др.). Многие из первых российских экопоселений одним из важнейших направлений деятельности называли также возрождение народной культуры: песенно-танцевальной и праздничной традиции, народных ремесел. Некоторые экологические общины получили религиозную окраску. Но массовый характер (десятки новых инициатив по созданию экопоселений по стране в год) движение экопоселений в России приобрело после выхода серии книг В.Н.Мегре под общим названием «Звенящие кедры России», в которых идея родового поместья для каждой российской семьи и экологического поселения, состоящего из таких поместий, была представлена с максимальной полнотой и исключительной эмоциональной выразительностью.

На настоящий момент (2008 год) в России и странах СНГ действуют уже несколько десятков экопоселений, где люди постоянно проживают круглый год). Одним из наиболее известных и успешных является поселение Ковчег в Калужской обл., где проживает около 100 человек. Ковчег известен множеством интересных проектов, в частности возрождением и распространением технологии строительства недорогого жилья из легкого самана; пчеловодством (конструкция улья на высокую рамку), успешной борьбой за соблюдение экологических правил при лесных вырубках, возрождением традиции домашних родов, художественной самодеятельностью (хор экопоселения), некоторыми ремеслами (художественная роспись по изделиям из дерева, куклы из ткани и пр.) и др.


3. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ЭКОПОСЕЛЕНИЯ ПЕРВОИСТОКИ.

Экологическое поселение Первоистоки организовано весной 2003 года Пермской городской общественной организацией «Родная Земля». Для организации экопоселения были приобретены в собственность сначала 50, а затем еще несколько десятков гектар земли сельскохозяйственного назначения (на март 2008 г. - около 100 Га).

Мы, участники проекта, положили в основу организации экологического поселения следующие принципы:

1) территория экопоселения состоит из поместий; земель, занятых дорогами и коммуникациями; других территорий общего пользования (см. раздел 1 настоящего документа); общих лугов и пастбищ, а также земель, зарезервированных для перечисленных целей. В качестве общего леса поселения могут использоваться в границах, допускаемых законодательством, близлежащие леса. В будущем, возможно, силами поселенцев будет высажен собственный лесопарк.

2) ПОМЕСТЬЕМ считается единый и неделимый участок земли, площадью от 1 до 2 Га, распланированный в соответствии с единым планом (образом поместья) для максимально эффективного удовлетворения потребностей одной семьи и представляющий из себя относительно замкнутую экосистему.

Площадь поместья определяется с тем расчетом, чтобы дать возможность создания на участке целостной экологической системы, включающей лесные защитные насаждения, сад, огород, пруд, жилые и хозяйственные строения, место для выпаса мелкого скота и пр.

Предназначение поместья - максимально обеспечивать потребности хозяина в основных продуктах питания, необходимых материалах и сырье для различных промыслов и ремесел, обеспечить ему комфортные условия для труда и отдыха в здоровом и экологически чистом пространстве. Поместье может использоваться для выращивания всевозможных растительных культур, как однолетних, так и многолетних, включая огородные, зерновые, кормовые, плодово-ягодные, декоративные и прочие; для постоянного проживания; как место для занятия различными промыслами и ремеслами; для отдыха и пр.

3) Планировка поместья осуществляется в соответствии с принципом максимального энергосбережения и максимального использования полезных свойств ландшафта, растений и животных за счет организации полезных связей между ними.

4) по периметру поместья высаживается живая изгородь и лесные защитные насаждения, общей площадью не менее четверти площади участка для обеспечения благоприятного микроклимата в поместье и обогащения почвы.

5) деятельность, осуществляемая в поместье, должна быть максимально экологически чистой. Не допускается использование ядохимикатов, химических удобрений и стимуляторов роста растений и иная деятельность, наносящая вред окружающей среде или ухудшающая состояние почвы. Не допускается также использование тяжелой техники для обработки земли вследствие ее разрушительного воздействия на почву.

6) деятельность, осуществляемая в поместьях, должна обеспечивать воспроизводство природных ресурсов. Вследствие деятельности человека не должен обедняться ландшафт и видовое разнообразие растений, но, напротив, мы стремимся к тому, что количество и разнообразие наличествующих видов и производимой продукции будет повышаться.

7) деятельность в поместьях должна быть организована так, чтобы плодородие почвы с течением времени не понижалось, но, напротив, повышалось.

8) отношения между поселенцами строятся на основе доверия и взаимной поддержки. Мы стремимся по возможности минимизировать товарно-денежные отношения внутри поселения, заменив их взаимной бескорыстной добрососедской помощью.

Помимо самообеспечения и создания благоприятных условий для жизни его жителей, наше экопоселение ставит перед собой следующий цели:

— разработка, опробование и внедрение модели экологически устойчивого развития, которая сочетает высокое качество жизни и сохранение природных ресурсов;

— разработка, опробование и внедрение в широкую практику экологически чистых методов хозяйствования на земле и безотходных производств;

— изучение живой природы, свойств дикорастущих и культурных растений и накопление опыта их использования;

— возрождение экологически чистых народных промыслов и ремесел;

— пропаганда и практика здорового образа жизни;

— создание благоприятных условий для укрепления семьи, защита материнства и детства; наработка и распространение опыта домашнего воспитания и образования детей, приобщения детей к общественно-полезной творческой производительной деятельности и их всестороннего развития;

— создание условий жизни и труда, способствующих всесторонней творческой самореализации личности, поддержка высокого уровня образованности и культуры людей, причастных к деятельности экопоселения, и их нравственного развития;

... ну, и дальше в том же духе можно расписать основные направления текущей деятельности поселения, программу его развития, стратегию заселения и материально-финансового обеспечения, юридическую форму (а если она не совсем соответствует заявленным целям, то аргументированно разъяснить логику ее дальнейшего развития для приведение в такое соответствие), отношение к религиям (раз уж люди задают вопросы) и т.д.

------------

Важно, кончено, чтобы он действительно адекватно отражал представления и возможности большинства поселенцев.

Наличие у поселенцев подобного рода документа, столь обстоятельно разъясняющего в достаточно официальной, но в то же время удобочитаемой форме, чем они занимаются, должно в целом весьма способствовать достижению взаимопонимания с органами власти. Упоминание о международной организации Global Ecovillages Network уже явно свидетельствует об определенной образованности и эрудированности организаторов экопоселения, о том, что они в курсе основных тенденций мирового развития; фразы типа "в российских экопоселениях обычным размером земельного участка является..." указывают на то, что вы не какие-то одинокие энтузиасты, а, напротив, являетесь представителем массового движения. При этом на случай, если ваши собеседники заинтересуются подробностями этого массового движения, о котором они что-то не слышали, хорошо иметь какую-то подборку материалов - печатных, фото-, видео- - об уже действующих и успешных поселениях (скажем, телевизионные репортажи про Ковчег и СветоРусье, газетные и журнальные статьи, освещающие не столько идею и теорию, сколько практические достижения экологических поселений и т.п.).

Следует иметь в виду, что некоторые слова и термины, обозначающие по сути одно и то же, вызывают у людей противоположные эмоциональные реакции. К примеру, если говорить о гармонии с природой, о натуральном хозяйстве, о неиспользовании техники, то типичной будет реакция типа "Назад в каменный век что ли?!". Если же говорить об охране окружающей среды, об органическом земледелии и экологически чистых технологиях, то эти вещи вполне будут восприниматься как "прогрессивные". При том, что речь может идти об одном и том же.

(3) Теория и практика.
Естественно, что, общаясь не с властями, а обычными деревенскими жителями, нет нужды читать им крупные и сложные документы, но основные ключевые моменты идеи передать вполне можно. Хотя здесь есть своя особенность: сельские жители, имея обычно большой опыт ведения сельского хозяйства, моментально чувствуют, когда с ними говорит теоретик, не попробовавший еще свои идеи на практике. Поэтому о нетрадиционных методах земледелия говорить с деревенскими ни в коем случае не стоит до тех пор, пока вы не примените их и не получите более менее впечатляющий результат. Аргументы типа "Да, картошка у меня уродилась очень мелкая, и ее мало, но ее вкус совершенно несравним с обычной" - не проходят. Главные показатели успешного сельхозметода для современного сельского жителя - это количество, размер, трудоемкость. Причем, количество, бесспорно, на первом месте. Тем не менее, для деревенского человека в идее родового поместья есть множество вполне здравых моментов, в частности мысль объединить на одном участке сад, огород, лес и покос (пастбище) может быть очень хорошо понята теми, кто ездит на покос за 5-10 километров от дома. Однако, произведя простейший расчет, они тут же выдадут, что в этом случае гектара на все мало, т.к. только на одну корову нужно гектар покоса. Поэтому рано или поздно придется признаться, что вы, оказывается, решили растить сады или заводить пчел )).

Самое главное, что следует понять в отношении с простыми сельскими людьми - они не воспринимают никакие теории. И уж тем более они не поймут вас, если вы заговорите с ними о любви к земле, о родине и т.п. материях (если вы еще не знакомы достаточно близко). Мне довелось быть свидетелем того, как на одном из концертов Каравана Солнечных Бардов, проводившемся в поселении "Чистые Ключи" Челябинской обл., присутствовало несколько местных жителей, и один из них - здоровый мужик, в одиночку вручную заготавливающий в год 2 тонны сена (как он о себе сказал) - после концерта спокойно и презрительно сказал: "Врут они все".

Только дело - практика, практика, и еще раз практика - вот то, что заставит их уважать вас. Совсем не обязательно, что это будет именно практика ведения сельского хозяйства. Уже то, что вы просто переселитесь жить на свои поместья и не сбежите на следующий год - уже это будет означать, что вы чего-то стоите. Ковчеговцы, например, рассказывали, что очень благоприятное впечатление на жителей села Ильинское произвел концерт их хора (подобное я слышал и о других поселениях). Но надо иметь в виду, что это был хор из людей, постоянно живущих в поселении, и здесь большая разница по сравнению с гастролирующими бардами-горожанами.

И вот что еще важно. Если группа заявляет о том, что хочет организовать поселение и жить на земле, но проходит уже пятый год, как получена земля, а ни одного жителя в поселении нет, то это тоже аргумент явно не в пользу поселенцев. Лучше всего заранее все-таки сесть и прикинуть, насколько мы готовы переехать на землю уже сейчас, при нынешней финансовой, семейной и прочей ситуации, и если кто-то готов, то какой это процент от всей группы.

Кстати сказать, неэффективная и даже в определенном смысле проигрышная практика - ждать с активными действиями до того момента, пока вам оформят все документы. У нас в России с властями в полной мере работает принцип "легче получить прощение, чем разрешение", т.е. гораздо чаще узаконивается то, что уже по факту сделано, чем позволяется сделать что-то новое и малообиходное. Власти остерегаются давать землю малознакомым людям, к тому же неместным и с не совсем понятными целями. И убедить их это сделать при помощи слов получается не всегда. Поэтому лучше всего начинать активное освоение земли сразу, как только получено самое первичное общее согласие. Процедура оформления (сначала прав на землю, потом разрешения на строительство, потом узаконивание населенного пункта), скорее всего, затянется на годы, но если эти годы просто сидеть и ждать, то, скорее всего, процесс этот так и не дойдет до конца. Если же за эти годы на полях встанут дома, будут высажены живые изгороди и плодовые саженцы, будут выкашиваться дороги и тропинки (это очень впечатляет: выкошенные дороги - один из важнейших признаков того, что земля используется, даже если на ней ничего не посажено), несколько семей переедут на постоянное жительство (а заодно, станет ясно и кто чего стоит в самом коллективе, кто готов что-то делать с землей, а кто - нет) и т.д. - то отказ в оформлениии будет становиться все менее и менее реальным. Власти почувствуют, что сюда пришли люди с действительно серьезными намерениями, и, скорее всего, будут искренне рады этому. Так, Камышловская районная администрация начала активно помогать поселению СветоРусье на 3-й год, когда там уже жило около десятка семей; в Ковчеге говорят, что ощутили явную волну потепления со стороны Ильинского сельсовета в 2007 году, т.е. на 6-й год жизни поселения. В удмуртских Родниках получили добро на восстановление статуса населенного пункта в 2008 году - тоже на 6-й год. В то же время, свердловские Родники, присмотревшие и разметившие землю еще в 2003 году и решившие с самого начала быть законопослушными и не строиться до получения разрешения, до сих пор не могут получить документы на землю: дело встало, Ревдинская районная власть в серьезности их намерений засомневалась. И время теперь работает явно не в пользу поселенцев (если они, конечно, не сменят политику).

Ну, наконец, само собой, нежелательны для поселенцев какие-либо явные проявления неуважения к властям или деревенским - очевидно, что такие вещи, как попытки учить кого-то жизни, проповеди о силах света и силах тьмы (рассказывают, что Сергей Трапезников, первый организатор поселения Радомир, говорил в лицо Челябинским властям, что они служат Системе, а Система подчинена Темным Силам ) и т.п. должны быть исключены. Равно как и следует остерегаться покушений на некоторые исконные, закрепленные обычаем, права местных жителей (выпас скота на прилегающих к поселению территориях, сбор ягод и грибов в прилегающих лесах, рыбалка или купание в близлежащих водоемах и т.п.). Людям можно объяснить, что вот этот огороженный участок находится теперь в вашей собственности, но объяснить запрет на хождение по дорогам поселения или на матерные выражения во время рыбалки - это крайне сложно. Лучше заранее, еще на этапе поиска земли, выяснить, имеют ли обыкновение местные жители что-то делать на этой земле и в ее окрестностях, чтобы потом не пришлось разруливать бессмысленные конфликты.

Подводя итог, хочу повторить мысль, не спешите думать, что негативное или настороженное отношение властей или местных жителей, является признаком того, что эти люди "служат темным силам" и т.п. Скорее, это означает, что вы сами еще пока не способны донести до людей свою идею, а это, в свою очередь, оттого, что вы еще недостаточно четко или слишком отвлеченно-теоритически ее представляете. На самом деле хорошее отношение к экопоселенцам со стороны окружающих - это такой же естественный и зависящий от них результат их труда, как и дома, что они строят и овощи, которые они выращивают на своей земле.

Ольховой Дмитрий.
экопоселение Родники, Курганская обл.
rodniki_kurgan@mail.ru.
19 марта - 27 мая 2008 г

Источник: http://poselenie.ucoz.ru/publ/otnoshenija_s_vlastjami_i_mestnymi_zhiteljami/5-1-0-236

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:



Ещё ссылки по теме:


Rambler's Top100


© 2002-2016 Звенящие кедры в Приморском крае
Создание и поддержка сайта: Александр Журавлёв

Вы можете разместить новость, статью или другой материал на нашем сайте: обращайтесь!
Также разрешается републикация материалов с обязательным указанием активной прямой ссылки на наш сайт.

Карта сайта